Дом ученых в Флоренском палаццо (дворец Великого князя Владимира Александровича)

10.03.2018 0 Дворцы

Возведение элегантного, грациозного палаццо относится к 19 веку.  Дворец князя Владимира Александровича расположился на берегу главной архитектурной оси, реке Невы.

Архитектура здания и интерьеры

Архитектурный ансамбль относится к стилю эпохи позднего Возрождения. Симметричность и простота в сочетании с элегантной сложностью подчеркивают Флоренский палаццо. В стиле рококо выполнены парадные залы, кабинет Великой княгини. Личная библиотека Владимира Александровича и Малиновая гостиная подчеркивают ренессанс. Столовая отражает готический, а будуар — исполнен в мавританском стиле. В русском стиле сохранился парадный зал, именуемый Дубовым. Парадная лестница дворца Великого князя Владимира Александровича с плавным спуском и расписанными элементами от итальянского мастера по-своему изящна.

Дворец Владимира Александровича

Воздвижению этого архитектурного шедевра город обязан академику архитектуры Александру Ивановичу Резанову. Если углубиться в корни строительства, обнаружатся факт, что здание не было построено «с нуля».

Изначально дом позиционировался как Запасный дворец (ни в коем случае не запасно’й). В исходном плане здание предполагалось частично снести и обойтись малой кровью.

Но в результате сноса стало ясно, что стены не пригодны в строительстве и план изменили. Александр Иванович повторно использовал некоторые элементы здания. На протяжении существования план подвергался редактированию. В проект внесли глобальные изменения: строительство четвертого этажа и церкви.

 

Русско-византийское наследие: церковь при дворце

Придворная церковь – архитектурное решение Владимирского дворца. Характеризуется русско-византийским стилем. Расписанные окна —  классическая декоративная деталь храма, отражавшая стилевую характеристику. Церковь охватывает четвертый этаж здания. Расположена по периметру главного фасада с видом на Неву.

Василий Бажанов, духовный наставник князя Владимира Александровича, освятил церковь в день официального открытия дворца, 10 августа 1874 года.

Первоначально здесь располагался иконостас из ореха, собравший 25 святых образов. Василий Верещагин «украсил» стены храма своими работами.

Дворец Владимира Александровича

Иконы не сохранили в первоначальном состоянии. Оригинальные только потолок и балки.

Украшениями служат лепные скульптуры евангелистов – головы ангелков, льва и тельца.

В 17-м году XX века, княгиня Мария Павловна уехала из дворца. Насыщенная жизнь прекратилась и, вместе, прекратила свое существование церковь. Богослужения затихли.

Спустя 100 лет, 7 апреля 2017 года, домовой храм при дворце впервые принял гостей и служителей Господу. Прозвучал праздничный молебен. В православный праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, праздничные молитвы читались перед храмовой иконой Петра Аксенова. На богослужении присутствовала директор Дома ученых Камила Датаяшева. Впервые двери были открыты для всех желающих почувствовать атмосферу IXX века.

Кто владел участком до императорской семьи?

Еще при правлении Николая I разрешилось строить дворцы в виде помпезных зданий для императорских детей. В 20 лет потомкам уже принадлежал как минимум клочок земли. Владимир, сын Александра II, не исключение. Расположение должно отражать статус Великого князя. Дворцовая набережная подходила по всем критериям.

Дворец Владимира Александровича

В первой половине VIIIX века участок принадлежал Мусину-Пушкину. После, смена «временщиков» привела ко владению домом князя Волконского. Генерал заложил фундамент нового дома. Вскоре, Волконский прекратил службу и покинул место.

В период с 1807 по 1839 гг. в здании находилось французское посольство. Во время Отечественной войны, территория посольства приобрела популярность у русских кавалеристов. Солдаты старались разбить бюст французского императора, метив в него на скаку. Бюст стоял на подоконнике первого этажа.

В 1839-1862 гг. здание принадлежало Министерству императорского двора.  Место временно служило пристанищем для придворных гостей.

Дальнейшая череда событий привела к началу возведения императорского дворца. Старт приходится на 1867 г. Дом подготовили к сдаче в 72-м году, но официальное открытие состоялось 10 августа 1874 г. В день свадьбы князя Владимира Александровича с будущей княгиней Марией Павловной.

Эпохи существования дворца сменялись благодаря насыщенным событиям.

 Существование после революции

Так сложилось, что Первая революция 1905 года, нанесла политический удар и принесла последствия. Рассуждая о предшествующих и произошедших в будущем кровавых потасовок, и войн, в этот период происходит губительное «кровавое воскресенье». Истоки события берут начало в Петербурге. Великий князь Владимир Александрович положил начало кровавому событию, отдав приказ командиру 1-го гвардейского корпуса, князю С. И. Васильчикову, применить военную силу с целью недопущения шествия к Зимнему дворцу.

Революция —  неприятный период в политике государства и в правлении князя. Тем не менее, культурная жизнь не перестает существовать в жизни военачальника. В столице, IXX век – период рассвета искусства.

Дворец принимал сменяющиеся друг за другом официальные встречи, ассамблеи, маскарады, торжества. В этом доме радовались таким талантливым людям, как Шаляпин, Рахманинов, Анненский, Репин, Бернар, Картье.

Дворец Владимира Александровича

Будущий Дом ученых, после второй революции 1917 года, стал «брошенкой». Княгиня переехала. Дом опустел и подвергся грабежам. Здание захватили большевики, устроив Комитет по делам военнопленных. Владение «ходило по рукам». В 1920 году дом попал в руки комиссии по улучшении жизни теоретиков.  Благодаря интеллигентной среде, Владимирский дворец стал первым в стране Домом ученых.

История становления Дома ученых

После смерти Владимира Александровича, дворец перешел к жене, Марии Павловне. Княгиня пребывала здесь до 1917 г., затем переехала в г. Кисловодск. К 1920 г. уехала из страны. Протекали годы, и значение дворца утратилось как таковое. В нем функционировали разносторонние организации.  Дворец преобразовался в Комитет по делам военнопленных.

Союз торговых товариществ разместился по окончании революции 1917 года. А спустя год, по инициативе М. Горького, здесь появилась организация «Всемирная литература».

Состояние, нажитое дворянской семьей, определили в музеи, часть — реализована иностранным гражданам.

В 1920 году под руководством М. Горького дворец Великого князя Владимира Александровича в Петербурге стал частью Петроградской Комиссии.

Главная цель —  создать максимально лучшие условия жизни и деятельности учёных. В конце января, дворец, который являлся пристанищем великих людей, получил статус «Дом Учёных».

Дворец Владимира Александровича

Здесь же организовали общежитие на 20 человек. Дом ученых представлял собой комплекс. Открылись социальные структуры, такие как литературный зал, больница, парилка, прачечная, парикмахерский салон и клуб. В общежитии пребывал Осип Мандельштам — величайший поэт XX века. Управленцем назначили А. С. Роде. Алексей Андреевич являлся благодетелем, оказывая теоретикам помощь. В лексиконе северной столицы появилось понятие «РОДЭвспомогательный дом».

Роль Дома ученых им. Горького РАН

РОДЭвспомогательный дом открыл двери 31 января 1920 года и продолжает встречать гостей и по сей день. Официальное название —  Дом ученых им. Горького РАН. В современную эпоху это центр культурно-просветительной жизни Петербуржцев и гостей северной столицы. Статистика за последние 30 лет показывает, насколько разнообразна деятельность центра:

  • проводятся лекции;
  • организовываются беседы «за круглым столом»;
  • формируются деловые встречи;
  • звучат концерты и воспроизводятся художественные выставки.
дом учёных санкт-петербург
Дом учёных в Санкт-Петербурге

Адрес и как добраться?

Дом ученых расположен в эпицентре культурной жизни г. Санкт-Петербурга.

Адрес: Дворцовая наб., 26, Санкт-Петербург, 191186. м. Невский проспект – Канал Грибоедова

Время работы: 10.00 – 21.30

Телефон: 8 (812) 315-88-14

Путь пролегает через Невский проспект в сторону Адмиралтейства. Далее направо к Триумфальной арке. Затем нужно пересечь Дворцовую площадь и обогнуть здание Зимнего дворца (ныне музей Государственный Эрмитаж). Двигаться следует по Дворцовой набережной до 26 дома.

10 интересных фактов жизни Владимирского дворца

  1. Ковер в Малиновой гостинице якобы приглянулся Гитлеру во время войны и тот забрал ковер домой.
  2. Дворец возвели за один год: с момента торжественной закладки до окончания работ.
  3. Князь Владимир Александрович занимал пост президента Академии наук. А его дочь учил рисовать Леон Бакст.
  4. Часть дворянских книг  передана Нью-Йоркской публичной библиотеке.
  5. Телевизионная экранизация «Война и мир» и «Все могут короли» снималась в Доме ученых.
  6. На территории снимали художественный фильм «Распутин» с Ж. Депардье.
  7. Ученые могут бесплатно посещать дворец. Записавшись в библиотеку.
  8. Мебель и обои закупались во Франции, Италии и Германии.
  9. Мария Павловна смогла вывезти драгоценности за пределы России после революции
  10.  Княгиня Мария считалась выдающейся светской дамой IXX века. Ее салон посещали Римский-Корсаков, Рахманинов и Шаляпин.

Достопримечательности рядом

Маршрут к дворцу князя Владимира Александровича проходит по Дворцовой набережной. Дворцовая набережная застраивалась с VIIIX века. Архитектурный тон задавали представительства Петра Великого. Периодически набережную переименовывали.  Из-за расположения Почтового двора даже называли Почтовой. Затем здесь построили царскую резиденцию — Зимний дворец. Дворец и послужил переименованию набережной. При советской власти название сменилось снова: набережная Девятого Января. Так было до 1944, пока набережная стала Дворцовой окончательно. Это первая набережная, выполненная из камня.

Дворцовая набережная наполнялась знаменитыми людьми. Например, династия Романовых. Здесь образовалось скопление шедевральных достопримечательностей:

  1. Эрмитаж;
  2. Зимний дворец;
  3. Русский музей.

Государственный Эрмитаж – частичка города и гордость страны. Однажды Екатерина Великая поместила в уединенное место сотни художественных произведений.

Так, в 1764 году, из 220 картин, образовался Эрмитаж.  Со дня открытия для посетителей, в 1872 году, музей накапливал сборники мировых экспонатов.

Здесь собраны легенды Италии, Франции, Германии, Англии и других стран, сыгравших определенную роль в формировании искусства. Таковых насчитывается 3 млн.

Эрмитаж
Эрмитаж

Эрмитаж занимает 6  зданий, включая Зимний дворец. С 18 по начало 20 века Зимний дворец выступал как приемная императорских семей. Был возведен итальянским архитектором Растрелли для императрицы Елизаветы Петровны.

В IXX веке случилось торжественное открытие еще одного государственного музея. Это первый государственный музей русского искусства.

Русский музей –  культурный центр северной столицы. В коллекции  насчитывается 400000 экспонатов.

Художественные произведения отражают периоды расцвета русского искусства, исторические виды, основные жанры и виды.

В декабре 2016 года, в Западном павильоне Михайловского замка, открылся Центр мультимедиа. Высокотехнологичная мультимедийная экспозиция «Романтический наш император» посвящена владельцу ансамбля Михайловского замка Павлу I.

Автор: Евгения Решетникова

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...



Логотип сайта О Петербурге с любовью

Увы, комментариев пока нет. Станьте первым!

Добавить комментарий

Данные не разглашаются

Нажимая кнопку «Отправить сообщение», я соглашаюсь с обработкой персональных данных

Top.Mail.Ru