Здания классицизма в Санкт-Петербурге

16.01.2019 0 История

Архитектура как вид искусства неразрывно связана с культурой и историей. Каждой эпохе присущ неповторимый архитектурный стиль, который навеки остался в памяти благодаря зданиям невероятной красоты. Особенно выделяется в этом плане XVIII век. Многообразие архитектурных направлений Петербурга пополнилось новым ярчайшим стилем, который выражал ключевые идеи того времени – классицизмом. Этот стиль оказал всеобъемлющее влияние на каждую область культуры.

Особенности развития классицизма в Петербурге

Смена стиля барокко, который долгое время господствовал в России, на классицизм произошла после прихода к власти императрицы Екатерины II. Разумеется, развиваться этот стиль начал в двух ключевых городах страны – Москве и Петербурге.

Стиль барокко отличался своей помпезностью и великолепием, но его было трудно перенести на «казенные дома» вроде торговых рядов, школ, больниц, тюрем и т.д. Это было и неуместно, и весьма сложно с технической точки зрения, так как барокко предполагает длительное и вдумчивое проектирование и возведение зданий. Однако нужды молодого города требовали быстрого строительства.

Новое направление стало повсеместным благодаря своему списку требованрий к формам и декорированию. Классицизм значительно расширил возможности градостроения.

Архитекторы классицизма в Петербурге

Архитектор Годы жизни Здания
Ж.-Б. Валлен-Деламот 1729-1800 · Малый Эрмитаж на Невском проспекте, 32-34;

· Академия художеств на Университетской набережной, 17;

· Дворец Разумовских.

Ю. М. Фельтен 1730-1801 · церкви: Святой Екатерины, Святой Анны Армянской;

· Старый Эрмитаж и переход в Эрмитажный театр;

· ограда Летнего сада;

· одно из зданий Воспитательного дома близ Смольного.

В. И. Баженов 1737-1799 · Дом Теплова (Свердловская набережная, 40);

· Михайловский (Инженерный) замок;

· Второй дворец Павла I.

Д. Кваренги 1744-1817 · Эрмитажный театр у Зимней канавки;

· здание Академии Наук;

· Иностранная коллегия;

· Смольный институт;

· Малый Гостиный двор и «Серебряные ряды»;

· Мальтийская капелла;

· церковь во дворе Воронцовского дворца;

· Колокольня Владимирской церкви (на Колокольной улице);

· Екатерининский институт.

А. Ринальди 1710-1794 · Мраморный дворец (Дворцовая набережная, 6);

· Князь Владимирский собор;

· ряд зданий на Большом проспекте П. С. (Петроградской стороны).

Ранний классицизм в архитектуре Петербурга

Этот период начался примерно в 1760 году и завершился спустя приблизительно 20 лет. Это время нередко именуют эпохой «просвещенного абсолютизма» из-за весьма спорных способов правления Екатерины Великой. Внешне архитектурный классицизм выделялся на общем фоне применением античных орденов, также стилю была присуща монументальность конструкций.

В число первых построек данного периода в Петербурге вошел дворец графа Разумовского. Он был создан в период с 1762 по 1766 года. Авторы – А.Ф. Кокоринов и Ж.Б. Валлен-Деламот. В проекте использованы элементы ионического и коринфского ордеров, аркады, барельефы. Тем не менее, при взгляде на фасад еще можно заметить черты барокко, не желавшего уходить в историю.

дворец графа Разумовского

Валлен-Деламот возвел также Северный павильон и Висячий сад Малого Эрмитажа, откуда и пошел знаменитый музей. Участником строительства Малого Эрмитажа был и Юрий Фельтен. Несколько рукотворных творений принадлежат гению Антонио Ринальди. Среди них монументальный Мраморный дворец и складской комплекс Тучков буян.

Поздний классицизм в петербургской архитектуре

Данный период в архитектурном развитии Петербурга еще называют «Александровским». Колоссальное влияние на архитектуру Северной столицы тогда оказали мастера из Западной Европы, которых лично приглашал Александр I. Для позднего классицизма характерна монументальность и пафосность образов, присущи строгие линии и простота композиции.

Одно из первых зданий позднего классицизма в Петербурге – Горный институт Екатерины. Однако самым известным строением времен позднего классицизма стал Казанский собор. Его постройку задумал еще император Павел, предлагавший «слепить» здание по образу Собора Святого Петра в Ватикане. Однако итоговый результат был лишь отдаленно похож на тот прототип.

Горный институт Екатерины

Во времена позднего классицизма было возведено обновленное здание Большого театра, дом графини А. Г. Лаваль и целый комплекс Васильевского острова. Здание Смольного института также было создано в эти годы.

Здания эпохи классицизма в Санкт-Петербурге

Несомненно, эпоха классицизма наложила огромный отпечаток на архитектуру Северной столицы. И по сей день в городе осталось множество прекрасных зданий того периода, каждое из которых имеет впечатляющую историю.

Каменноостровский дворец

Был построен в период между 1776 и 1781 годами. Автор шикарного творения неизвестен, однако строительство велось под контролем архитектора Фельтена. Архитектурное решение дворца – богатая загородная усадьба второй половины XVIII века. Здание – один из выдающихся памятников легендарного стиля.

Особняк Лаваль

В начале XIX века здание после долгих пертурбаций перешло во владение графини А. Г. Лаваль. По ее приказу архитектор Тома де Томон полностью реставрировал особняк, придав ему внешней монументальности. Не менее удачно и интерьерное решение особняка: суровое и лаконичное оформление вестибюля с дорическими колоннами, богатая и вычурная обработка парадной лестницы, большой зал, украшенный колоннами и зеркальным сводом.

Важен особняк Лаваль и с исторической точки зрения. Именно в нем собирались декабристы перед восстанием зимой 1825 года.

Мраморный дворец

Построен по проекту известного итальянца Антонио Ринальди. Он был возведен персонально для Григория Орлова – фаворита Екатерины II. Строгая внешность здания – коронный признак раннего классицизма. В 1937 году во дворце разместился музей Ленина. В 90-е годы минувшего века стал филиалом Русского музея. Мраморный дворец – жемчужина петербургской архитектуры, один из самых ценных ее элементов.

Таврический дворец

Был построен для Григория Потемкина – еще одного фаворита Екатерины II. Являлся самой большой и богатой усадьбой в Петербурге конца XVIII века. Дворец прост снаружи, что отвечает принципам строгого классицизма, а вот внутреннее убранство поражает воображение и полностью противопоставляется внешнему облику.

Здание Старого Эрмитажа

Исторический памятник принадлежит рукам архитектора Фельтена, который построил здание «в линию с Эрмитажем». Для этого он применил фундамент и стенки старых построек, которые стояли здесь многие годы. В XIX веке это строение стали именовать Старый Эрмитаж, оно превратилось в место хранения предметов искусства, которые ныне содержатся в Государственном Эрмитаже.

Старый Эрмитаж благополучно пережил перестройку и получил название «запасной половины» Зимнего дворца.

Архитектурные шедевры Петербурга эпохи классицизма

Самые знаменитые здания в Санкт-Петербурге, которые построены в стиле классицизм.

Здание Главного Адмиралтейства

Говоря о шедеврах, на ум сразу же приходит здание Главного Адмиралтейства. Его считают одним из высочайших творений всей архитектуры русского классицизма. Адмиралтейство — это первая кораблестроительная верфь на Балтийском море в России, которая была заложена 5 ноября 1704 года по личному чертежу Петра I. Облик здания с течением времени претерпевал заметные изменения и определился лишь в конце первой четверти XIX столетия.

В годы Великой Отечественной войны здание существенно пострадало от обстрелов. Однако к окончанию военных действий архитектура этого шедевра была восстановлена.

Казанский собор

Был построен и освящен в 1811 году в честь иконы Казанской Божьей Матери. Строительство велось 10 лет, приказ о начале работ отдал император Павел I. Здание оказалось крайне самобытным, хотя и напоминало некоторыми чертами собор Святого Петра в Риме.

В 1813 году в нем был погребен великий полководец Михаил Кутузов.

Александринский театр

Входит в архитектурный ансамбль площади Островского. Построен по проекту К. И. Росси в 1828-1832 годах. В здании размещен Российский государственный академический театр драмы им. Пушкина.

Исаакиевский собор

Это последнее значимое сооружение эпохи русского классицизма. Его грандиозность подчеркивается внушительными размерами: более 100 метров в высоту и более 110 в длину. Исаакиевский собор – второе после Под завалами дома в Магнитогорске сделана важная находка: власти обратились к пострадавшим строение периода русского классицизма, при внешней отделке которого применялись полированные гранитные колонны и мрамор.

В России классицизм в архитектуре начал прививаться в Петербурге при Екатерине II, а затем охватил Москву и другие города. Ему характерны простота и строгость черт, поэтому многие государственные и общественные здания исполнялись в этом стиле. Появившиеся великолепные строения стали символами России.

Логотип сайта О Петербурге с любовью

Комментирование закрыто