Аничков мост в Санкт-Петербурге: история, мифы и легенды, кони Клодта

26.12.2016 2 Мосты

Санкт-Петербург – вторая столица России – знаменит огромным количеством расположенных в нем архитектурных памятников, относящихся к числу объектов культурного наследия. Одним из них является знаменитый Аничков мост в Санкт-Петербурге, чья история начинается с первой четверти восемнадцатого столетия. В наши дни он используется в качестве переправы: как пешеходной, так и автомобильной.

Официальные данные

Длина каменного моста54,6 м
Длина основного пролета12,6 м
Ширина38,2 м
Высота12 м
КонструкцияКаменный, состоит из 3 пролетов, не разводится
Количество полос для движения транспорта3

Современный мост спроектировали и построили русские специалисты: архитектор И. Буттац и инженер-практик А.Редер.

Почему такое название?

Полученное имя связано с подполковником Михаилом Аничковым. Воинская часть под его началом была расквартирована рядом и занималась ремонтными работами возле моста.

Где располагается?

Аничков мост расположен в месте пересечения Невского проспекта с рекой Фонтанкой и объединяет два бывших острова: Спасский и Безымянный.

История появления моста

На протяжении всего времени своего существования указанный мост не раз подвергался существенным изменениям и переоборудованию. Аничков мост, история которого длинная и сложная, нередко рассматривают в качестве одного из символов города. По этой причине немало исследователей всегда интересовала история моста. Хронологический порядок основных этапов существования выглядит следующим образом:

  • 1716 год – примерно к этому времени императором Петром I была развернута активная деятельность по расширению Петербурга, город развивался в невероятном темпе. Важным условием успешного протекания начавшегося процесса было обеспечение и создание надежных переправ через водоемы. В этой связи ориентировочно за 12 месяцев до указанной даты был издан указ, предписывающий возведение моста через Фонтанную реку в качестве продолжения Невского проспекта. Подчиненными солдатами подполковника Аничкова Михаила был сооружен деревянная переправа с большим количеством пролетов. Длина первого моста была 150 м. Это зависело от того, что берега реки были топкими, мост низко нависал над водой. Он был укреплен пластинами на обрубах и досками, по ним были сделаны подъемные щиты, а по обеим сторонам вдоль перил проложены брусья.
  • 1721 год – в данный период произошло углубление русла реки, которая стала использоваться как судоходная. В этой связи была произведена первая реконструкция Аничкового моста в Санкт-Петербурге: добавлена подъемная часть, пролетов стало 18. Чертежей и изображений первоначального сооружения не сохранилось.
  • 1726-1750 годы – конструкция моста подвергается неоднократному капитальному ремонту (в 1726г. и 1742г.). О конкретизации обновлений вплоть до настоящего времени исследователи ведут горячие споры. По некоторым данным работы проводились в 1749 году по проектам С. Волкова, который значительным образом укрепил переправу в отсутствие разводного пролета. По иной версии были использованы чертежи 1750 года, разработанные голландским плотничным мастером Харманом ван Болосом, сохранившим подъемный механизм.
  • 1785 год – следующая веха истории. Именно тогда произошло открытие вновь переоборудованного Аничкова моста, который стал каменным с украшениями в виде башенок.
  • Следующие реконструкторские работы осуществлялись в 1906-1907 годах в связи с начавшимся по Невскому проспекту передвижением трамвая, выдержать его мост был не в состоянии. Потребовалось капитальное укрепление износившихся сводов и опор.
  • 1841 год ознаменовался следующим: по причине существенного расширения Невского проспекта мост подвергся полному демонтажу, а затем сразу же был, вновь возведен в рекордные сроки – семь месяцев. Из конструкции были исключены знаменитые башенки, взамен которых появились скульптуры коней. С этого времени описываемый памятник существует практически в неизменном виде.

Мост во время войны

Во время Великой Отечественной войны конная композиция моста была демонтирована с пьедесталов. Ранняя зима начала сковывать землю, выдолбили четыре ямы для их укрытия. Каждая из скульптур была обернута мешковиной и уложена в ящик, пустоты в котором засыпали песком. Для более надежного укрытия на ящики были насыпаны холмы, за 4 года заросшие травой.
В ночь на 6 ноября 1942 года фугасная бомба весом в 250 кг попала в мост, в Фонтанку были сбиты решетки и чугунные тумбы, пострадали и каменные постаменты коней. На них конные скульптуры вернулись в канун Первомая 1945 года.

Ограда Аничкова моста

Во время перестройки в 1841 году пролеты обложили красным финским гранитом-рапакиви и установили новые решетки. Они были выполнены по проекту архитектора из Берлина Карла Шинкеля.

Украшали чугунные решетки сменявшие друг друга морские коньки и русалки-сирены с задними ногами-копытцами и хвостом. Идентичные решетки расположены на Дворцовом мосту в Берлине.

В 90-е годы производилась основательная ревизия чугунных перил моста. Их скопировали и выполнили заново на предприятии Федерального Ядерного Центра в городе Снежинске Челябинской области. На этих перилах находится эмблема города.

Клодт и кони

На заново выстроенном мосту возвели пьедесталы для конной композиции, созданной русским скульптором бароном Карлом Клодтом. Он отлил их сам. Первоначально две пары коней, отлитых в бронзе, были воздвигнуты на западной стороне и обращены на Садовую улицу. На другую сторону моста статуи выполнили из гипса и окрасили под бронзу.

Повторные дубликаты скульптур навечно попали туда не сразу. Первую копию сразу после отливки была отправлена Николаем I в Берлин в подарок прусскому королю Фридриху Вильгельму IV, вторая — в Италию, сицилийскому королю. В тот момент скульптор решил отлить вторую пару коней, изменив эскизы.

Над ансамблем всей конной композиции трудился на протяжении 18 лет. В результате ни одна из фигур, украшающих Аничков мост, не повторяет другую.

Первая группа на западной стороне моста изображает обнаженного укротителя, борющегося с вздыбившимся конем. Неповинующееся животное пытается вырваться на свободу.

В группе напротив через проспект животное почти вырвалось из рук юноши. Тот, из всех сил, натягивает веревку на шее коня с высоко поднятой головой. Третья скульптура изображает обуздание коня. Он еще высоко держит голову, но юноша уже побеждает упрямое животное.

На последней скульптуре конь спокойно шагает рядом с человеком. Он еще вздыблен, но человек держит на его спине руку. Знаменитые кони К.Клодта неоднократно копировались и украшают дворцы под Петербургом и Москвой.

Аничков мост — мифы и легенды

Мост является уникальным в связи с наличием только на его перилах изваяний необычных морских коньков и единственных в своем роде русалок. Нигде в мире больше не встречаются изображения морских дев, имеющих одновременно и хвосты, и ноги с копытами. Нарисовал такие шедевры Карл Шинкель. Именно поэтому Аничков мост и фото, которые любят делать местные жители и приезжие гости так популярен и красив.

Существует мнение, что статуи коней сделаны автором по подобию реально существующих животных, которые были запряжены в экипаж П. Клодта и обогнали карету с самим императором. Из-за сложившихся на этой почве напряженных отношений законченные скульптуры для моста не раз были подарены Николаем Первым другим лицам. Поэтому архитектору пришлось несколько раз переделывать всю работу с начала.

Согласно одной из версий питерских легенд, во время работы над скульптурой Клодт вывел под хвостом одного из коней обидевшего его высокопоставленного чиновника и таким образом унизил.
По другой версии — там изображен Наполеон, которого ненавидел скульптор. Еще одна версия рассказывает, что на одной из гениталий коня написаны вылепленные непристойности.

Распространённая байка гласит, что скульптуры на мосту имеют отношение к старому гвардейскому городу. На копытах двух из них имеются подковы, а у двух их нет.

Подкованные лошади глядят на Конногвардейский манеж, а без подков обращены к Смольному. В XIX веке там существовали кузницы для объезженных лошадок.

Аничков мост в Санкт-Петербурге, вызывает немалый интерес у посетителей Петербурга, завораживает своей историей. Огромное количество необычных ситуаций вокруг архитектурных элементов ансамбля породило разнообразные легенды, выдумки, шутки, частушки и прочие проявления народного творчества.

Интересные факты

Во время 1906-08 годов созданная комиссия рассматривала несколько проектов реконструкции моста. Один из проектов предлагал перестроить мост из металла для облегчения городского бюджета.
Общественность города встала на защиту архитектурного памятника.

Окончательно вердикт был вынесен на заседании Академии художеств 25 апреля 1905 года. Тогда же было выдвинуто пожелание не чистить следы от патины, образовавшейся на бронзе, а оставить для лучшего сохранения скульптур.

Что находится рядом?

Недалеко от Аничкова моста находятся знаменитые памятники прошлого: Фонтанный дом (бывший дворец князей Шереметьевых), Аничков дворец (современный Санкт-Петербургский городской дворец творчества юных). В отреставрированном дворце Белосельских-Белозерских проводятся концерты и театральные представления.

На набережной реки Фонтанки в доме 21 расположен уникальный Музей Фаберже. А на другой стороне набережной в доме 44 расположена Городская публичная библиотека им. в. Маяковского.

Аничков мост — один из красивейших в мире. Он построен почти 300 лет назад, почти 200 лет существует в камне и служит украшением не только Невского проспекта. Мост стал символом города. Каждый турист, побывавший в Питере, непременно полюбуется знаменитой конной композицией.

Автор: Вера Чанина

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Логотип сайта О Петербурге с любовью
Комментариев к статье: 2
  1. Вика

    Красивое место в Питере, я даже не знала, что он имеет такую богатую историю. Интересно было узнать новые подробности о любимых местах моего города.

    Ответить
  2. Алиса

    Очень красивый мост, особенно завораживают статуи коней и красивые люди, укрощающие их. Про лицо недоброжелателя на месте… у животного… очень порадовало — надо же было додуматься!!!

    Ответить
Добавить комментарий

Данные не разглашаются

Нажимая кнопку «Отправить сообщение», я соглашаюсь с обработкой персональных данных

Top.Mail.Ru