Русская поэтесса Анна Андреевна Ахматова (23 июня 1889 — 05 марта 1966), в девичестве Горенко, является яркой представительницей эпохи Серебряного века. Литературный псевдоним «Ахматова», она взяла по просьбе отца, чтобы «не трепать его имя». Давайте посетим музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме.
История появления музея
При содействии Фонда Культуры, Ленинградский горисполком принял в 1989 г. решение о создании музея, посвященного жизни и творчеству А.А. Ахматовой.
Одновременно с этим создали комиссию, под руководством Михаила Дудина, по изучению и сбору литературного наследия поэтессы.
К 100-летнему юбилею общепризнанного таланта, в Фонтанном доме открыли литературно-мемориальный музей.
Было собрано огромное количество материалов, документов и фотографий. Из самых потаенных, укромных уголков вынимались рукописи и книги, а также личные вещи. Удивительно, сколько людей, вопреки репрессиям и гонениям со стороны правящей власти, смогли сохранить ценные рукописи и реликвии в память о поэтессе.
Музей был открыт 24 июня 1989 г. в Санкт-Петербурге. Разместили его на территории Шереметевского дворца в Фонтанном доме. Мемориальная квартира устроена в южном садовом флигеле, построенном в 1845 г. архитектором И. Корсини. Через 66 лет архитектор М. Красовский достроил 3-ий этаж, где и располагается ахматовская коммуналка №44.
В 2003 г. музей Анны Ахматотой в Фонтанном доме разделили на 2 части:
- Первая половина — мемориальная квартира в стиле 20-40 годов XX-го столетия.
- Вторая часть — литературная экспозиция, определена строкой стихотворения поэта “ Я помню все в одно и то же время…”
Официальные данные
Заказать экскурсию можно по телефону: 8 (812) 579-72-39
Часы работы
- Понедельник — выходной;
- Среда с 12:00 до 20:00;
- Другие дни (вт, чт, пт, сб, вс) с 10:30 до 18.30
Касса закрывается за 1 час до окончания работы
Стоимость
Обычный билет | 120 руб. |
Льготный (ученикам и предъявителям пенсионного удостоверения) | 60 руб. |
Бесплатное посещение |
|
Адрес и проезд
СПб, Литейный пр., 53.
- метро: до станции «Владимирская», «Достоевская», «Маяковская»;
- троллейбус: 3, 8, 15.
Попасть в музей можно через арочный проход со стороны Литейного проспекта.
Территория рядом с Фонтанным домом
В 2006 году, через 40 лет после ухода из жизни талантливой поэтессы, на территории дворцового парка установили барельеф. Д. Гранин назвал его памятником-тенью.
И неоплаканною тенью
Я буду здесь блуждать в ночи,
Когда зацветшею сиренью
Играют звездные лучи.
Отрывок из произведения Шереметевский сад.
В дворцовом парке можно посидеть на «скамейке стукачей» — с нее непрерывно наблюдали за «подозрительными» жильцами. Именитый дом — музей Анны Ахматовой находится в центре исторического прошлого Санкт-Петербурга. Рядом, на Литейном проспекте, располагаются дома Н.А. Некрасова и М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Там же, на Литейном 24, находится один из самых почетных в среде творческой интеллигенции дом князя Мурузи. В нем жили Д. Мережковский и Н. Лесков, а с 1940 по 1972 гг. в своей комнате жил Иосиф Бродский.
Почему музей сделали именно здесь?
Анна Ахматова прожила во флигеле Фонтанного дома 30 лет, вначале с мужем Н. Пуниным, затем, после развода, одна. Все эти годы перед глазами был дворцовый сад — его она считала «магическим».
До 1930 года в дворцовом парке, под окнами именитой квартиры, стоял памятник графине П. Шереметевой (урожденной Ковалёвой-Жемчуговой).
На барельефах которого начертано:
Я хочу видеть ее ускользающую тень,
Блуждающую вокруг этого дома.
Я приближаюсь, но вдруг эта тень пропадает
И возвращает меня к моей боли, исчезая безвозвратно.
Поэтому поэтесса всегда считала, что «сюда приходят тени петербуржской истории».
Музей-квартира Анны Ахматовой
В музейном фонде хранится более 50 тыс. экспонатов: книги с автографами писателей, рукописи поэтессы и других авторов. Здесь полностью сохранена атмосфера коммуналок 1920-1940 гг.
Анна Андреевна никогда не была хозяйкой квартиры, она жила в ней со своим третьим мужем Н. Пуниным. Вместе с ними проживали первая жена Николая с их дочерью, а также семья бывшей прислуги.
Прихожая
Через прихожую прошло немало поэтов, находящихся в опале, видела она и нежданных гостей из ГПУ.
Обстановка прихожей типична для петербургской интеллигенции: печь, сундук, телефон, саквояжи. На вешалке так и висит пальто Н. Пунина, арестованного в 1949 году.
Кухня и коридор
Обстановка кухни в Фонтанном доме показывает явную разницу в укладе проживающих семей. С одной стороны творческая интеллигенция (буфет и тумбочка), с другой — представители рабочего класса (утварь, развешанная по стенам, старые стол и табурет, белье на веревках).
После признания квартиры коммунальной, были возведены дополнительные стены-перегородки, коридор стал темным и холодным.
Из кухни можно попасть в тупиковый коридор, где обосновался сын Ахматовой — Лев Гумилев. 17-летний юноша приехал летом 1929 г. Спал он на сундуке в углу коридора, здесь занимался и выполнял уроки. После ареста в 1935 году и освобождения, в свой «кабинет» уже не вернулся.
Белый зал
Белый зал — «сердце» литературной композиции мемориального комплекса. Он занимает место в центре музея, в помещении, никогда не принадлежавшем Пуниным.
Белый зал оформлен в виде овала с применением новых технологий. Это позволяет посетителям познакомиться с творчеством А. Ахматовой и одновременно почувствовать ситуацию, связанную с данным этапом жизни поэтессы. При посещении зала возникает ощущение, что жизнь Анны Андреевны проносится перед глазами, все предметы как бы говорят «языком» Ахматовой и передают ее чувства и переживания.
Экспозиция состоит из 7 частей, каждая из которых посвящена определенному жизненному и творческому промежутку времени.
На фоне огромного полотна с распечатанными стихами Ахматовой, выставлены экспонаты. Все они связаны с определенными жизненными событиями: это и продовольственные карточки, и письмо-просьба об освобождении сына, адресованное И.В. Сталину и многое другое.
В Белом зале посетитель как бы ведет диалог с автором стихов. Стоит протянуть руку по направлению к какому-либо объекту, тут же высвечиваются реплики и фразы Анны Андреевны, рассказывающие о нем (объекте).
Кабинет Пунина
Обстановка кабинета характерна для человека, который проводит рабочее время за столом, заваленным рукописями и книгами, на удобном и мягком стуле. На стенах кабинета развешены многочисленные рисунки друзей-художников.
Сфера деятельности Н.Н. Пунина захватывала искусство Византии и иконопись. Позже Николай Николаевич увлекся русским авангардизмом, оказывал поддержку новым течениям в искусстве, но Советской власти этого было не нужно.
Анна Ахматова любила проводить время в кабинете Пунина — она работала лежа на диване, обложившись тетрадями и блокнотами.
После ареста мужа в 1935 году, большая часть семейного архива (рукописи, фотографии, личная переписка) была сожжена в печи.
Супруги расстались в 1938 году, и Анна перебралась в бывшую «детскую» комнату.
В 1949 году, после очередного ареста Николая, комнату занял работник НКВД.
Аудиогид (вырезка из экскурсии, про Пунина и Ахматову)
Столовая
Столовая была центральным местом сбора семьи и друзей: здесь танцевали под звуки патефона, развлекались играми, вели разговоры. Здесь же встречали праздники, и вопреки запретам власти, устанавливали елку в Рождество.
С момента разрыва отношений между супругами, Ахматова перестала участвовать во всеобщих посиделках.
Детская
В детской комнате А. Ахматова прожила до момента эвакуации в начале войны. Анна вела замкнутый образ жизни, много думала о судьбе сына и вспоминала свои молодые годы. Единственный, с кем поддерживалось общение, был ее друг В. Гаршин.
Комната имела вид убогий, и, как говорила Анна: «Самое красивое в моей комнате это клен за окном».
После долгого творческого затишья, наступил период активной работы, были изданы новые произведения. И писательница обоснованно называла себя «поэтом 1940 года».
В «детской» была написана серия стихотворений с общим названием «В сороковом году». Одновременно началась работа над знаменитой «Поэмой без героя».
Комната Ахматовой
По возвращении из эвакуации, А. Ахматова вновь заселилась по старому адресу, и прожила там до 1953 года.
Здесь, в 1945 г. произошла значимая для Анны встреча с англичанином, ценителем русской литературы, И. Берлином. Последствия этой встречи оказались слишком тяжелыми: исключение из Союза писателей и лишение продовольственных карточек. За этими событиями последовал новый арест сына.
Пытаясь спасти Льва, Анна Андреевна повторно писала И. Сталину. В непростое время был написан цикл стихов «Слава миру» — очередная безуспешная попытка, предпринятая для освобождения Льва Гумилева.
В стенах пунинской квартиры, Ахматова закончила работу над «Поэмой без героя». В нее вошли многие тяжелые события, происходившие в Фонтанном доме.
Музей Анны Ахматовой — историческое наследие. Только благодаря персоналу и сотрудникам удается поддерживать Фонтанный дом в приличном виде. Надеюсь вам понравилась статья и вы больше узнали о жизни и быте великой писательницы.