Малахитовая ваза в Эрмитаже — история и описание

3.04.2019 0 Достопримечательности

Санкт-Петербург – одна из архитектурных столиц мира. Памятники зодчества в этом городе стоят на фоне «одетых» в камень каналов и рек. В «Северной Венеции» большое применение нашел минерал малахит, популярность которого в XIX столетии была очень высока. Знатные люди заказывали модные тогда изделия из этого камня в свои особняки. Среди них был и Зимний дворец.

Известно, что большинство добытых зеленых самородков пошло на возведение колонн Исаакиевского собора и на создание Малахитовой гостиной в Зимнем.

Помимо этого, императорский дворец и соседствующие с ним здания Эрмитажа (Малого, Большого и Нового) богато насыщены произведениями искусства из малахита. Их насчитывается более 200. Одно из них – Малахитовая ваза-кратер «Медичи».

Малахит

Минерал, другое название которого карбонат меди. Это соединение придает камню насыщенный зеленый цвет и радиально-волокнистое строение рисунка. С начала XIX в. в больших количествах разрабатывался на Урале.

Мастера в работе с малахитом применяли технику, называемой “русская мозаика».

Чтобы не использовать камень целиком, его разбавляли другими, более дешевыми аналогами. А затем выкладывали кусочки таким образом, чтобы создавался эффект монолитности изделия.

После открытия крупных месторождений, изготовление вещей из малахита поставили на поток. В огромных объемах они вывозились за границу. Особенной популярностью у иностранцев пользовались канделябры, чернильницы и другие канцелярские приспособления, столы, купели, чаши, украшения.

В середине XIX в. малахит по праву становится эмблемой русской роскоши, а это время начинает именоваться «малахитовой эпохой».

Предыстория создания вазы

Первая фабрика по гранению камня была построена по указу Петра I в 1721 г.

На берегу Финского залива, близ Петергофа мастера трудились преимущественно над привозным сырьем. Это продолжалось до тех пор, пока не были открыты собственные крупные месторождения.

Впоследствии здесь появились Екатеринбургская и Колыванская гранильные фабрики. Вместе с Петергофской они исполняли царственные заказы на изделия, которые потом дарились знатным гостям, и украшали залы Зимнего дворца.

В 1764 г. Екатерина II издает указ об основании Императорского музея – Нового Эрмитажа. Теперь запрос на продукцию из малахита возрастает.

Тогда же разрабатывается технология «русской мозаики», чтобы минерал использовать не целиком, а тонкими в 3-5 мм пластинами. Это позволяло экономить камень. Эффектно сочетание малахита с золотом, золоченой бронзой, которые оттеняют его глубину.

Глыба в 25 т, которая и стала основой для Малахитовой вазы, была открыта на Медноруднянском месторождении, недалеко от Нижнего Тагила.

Описание

Показательный пример мастерства русских умельцев – Малахитовая ваза в Эрмитаже. Эскиз для нее создал архитектор И. Гальберг. Она входит в ансамбль с 4 столешницами и еще одной похожей вазой-кратером. Обе выполнены в стиле «Медичи». Эта форма, родом из Италии, традиционно служила для смешивания вина с водой.

Работа проходила в Екатеринбурге с 1839 по 1841 гг. После этого вазу транспортировали в Петербург, соблюдая большую осторожность по отношению к хрупкому изделию. Ее высота составляет 1,8 м, а диаметр – чуть менее 1,5 м.

Ваза формы «Медичи» экспонируется в Эрмитаже с середины XIX в. наряду с другими великими произведениями искусства.

Ее колоссальные размеры и восхитительный подбор камня вызывают восхищение и зависть со стороны иностранцев. Россия – богатая малахитом страна, а этот камень ценится людьми со времен Древнего Египта.

Обычно он довольно редок, встречается в единичных украшениях – а тут вдруг такое масштабное малахитовое убранство.

По этой причине Санкт-Петербург сильно выделяется среди других городов – памятников, имея такое уникальное преимущество.

Логотип сайта О Петербурге с любовью

Увы, комментариев пока нет. Станьте первым!

Добавить комментарий

Данные не разглашаются