Финляндский железнодорожный мост в Санкт-Петербурге – это одна из самых значимых переправ через Неву. Информации о нем немного, а вход строго по пропускам, потому что это не простая достопримечательность, а стратегический объект. Круглосуточно на нем дежурит охрана.
Расположение
Нева разделяется мостом на Финляндской железнодорожной ветке (двигаться по нему могут только поезда, проезд для всех остальных видов транспорта запрещен).
Благодаря ему два берега Невского района связаны друг с другом. Мост расположен в створах двух улиц – Гранитовой и Фаянсовой.
Местоположение его можно определить и по рядом стоящим мостам. Для Финляндского это Володарский мост и мост имени Александра Невского. Он расположен точно между ними.
По левому берегу он идет над проспектом Обуховской Обороны, а по правому накрывает Октябрьскую набережную.
Станции метро, которые находятся в шаговой доступности: «Новочеркасская» и «Площадь Александра Невского»
Интересно! Финляндский железнодорожный мост – единственная переправа для поездов в пределах культурной столицы России.
Историческая справка
Над строительством моста задумались в начале ХХ века. Возникла нужда в возведении нового пути, который соединит скандинавские страны и Россию. В XIX веке эту функцию выполнял Литейный мост, но нагрузка на него оказалась слишком большой с приходом ХХ века, поэтому инженеры рассматривали варианты возведения другого моста для этих целей.
В 1906 году наметилось примерное расположение и путь железнодорожного моста. С тех пор и началась его история.
Изначально планировалось сделать его совмещенным. Первые чертежи были с пешеходными переходами и дорогой для экипажей. Но его не пропустили в городской Управе, объяснив это тем, что казна не потянет таких трат на строительство.
В итоге утвердили чертежи только в 1910 году. Его разработали несколько конструкторов-инженеров: Н.А. Белелюбский, Г.Г. Кривошеин, И.Г. Александров. С ними в команде трудился архитектор В.П. Апышков. Он сделал Финляндский мост схожим по конструкции и композиции с разработанным им ранее Большеохотинским мостом.
Строительство Финляндского железнодорожного моста длилось 2 года, и уже в скоро можно было любоваться красивой конструкцией через Неву. Внушительную часть средств на его возведение пожертвовали из Финляндии в качестве инвестиции в свои отношения с Россией.
Первое название у него было не особо оригинальным, мост просто назвали Железнодорожный. В начале ХХ века металл в качестве основы для конструкции был в диковинку, поэтому по названию легко было определить, о каком месте речь. Позже его переименовали в честь оказанной со стороны Финляндского княжества помощи.
С правой стороны Невы подъехать к мосту можно по металлическому путепроводу. А вот с левой стороной возникли небольшие трудности. Дело в том, что там располагались заводские постройки, которые пришлось бы снести. Но инженеры нашли способ избежать этого. Вместо насыпи предлагалось соорудить эстакаду, что и было сделано под руководством Г.П. Передерия.
Интересно! В будущем он напишет учебное пособие по реализованному проекту, который станет основным пособием для следующих поколений строителей.
В 80-е годы ХХ века возросший в разы грузопоток заставил власти города отправить мост на капитальный ремонт. Его закрыли. Из-за этого в 1986 году рядом возник новый мост, который был практически идентичен своему предшественнику.
После того, как его открыли, было принято решение о капитальном ремонте старого моста и его закрыли. Выполнить работы взялась Балтийская строительная компания.
Но работа у них шла настолько медленно, что разводной пролет и его механизм были разобраны только спустя 8 лет! В таком темпе реконструкция проводилась до 2002 года, когда за мост принялись основательно.
Открытие его произошло в 2003 году. Инженеры соединили два пути в один, и теперь мост мог обеспечить необходимую проходимость для поездов.
В тот же год его оборудовали подсветкой, которая сделала его привлекательным для туристов.
Читайте также: Памятник петербургскому дождю
Занимательные факты
- Немного цифр:
— 1.1 километр – длина моста вместе с эстакадами;
— на мосту 7 пролетов, центральный из которых в длину 44 метра
— над водой мост стоит на высоте 10 метров;
— во время разводки его высота достигает 51 метра;
— на нем расположены 2 пути для поездов: верховой – в восточную сторону и низовой – на запад;
— вес всей конструкции моста – 119 тонн.
- Название у него должно было быть другим. Планировалось дать ему имя в честь императора Александра I, но до этого так и не дошло.
- Фактически это не один мост, а два, они примыкают друг к другу настолько близко, что визуально получается одна конструкция. На двоих у них 8 арочных пролетов на водой и двух центральных пролета для разводки во время навигации.
- Тип моста – «с ездой по низу».
- Сходство у него не только с петербургским мостом, он имеет близнеца в Риге и отдаленного родственника в Сиднее.
- Движение по нему перекрыто не по прихоти властей: это сделано из-за стратегической важности объекта, есть риск террористической акции.
- Рядом с ним в 1963 году приводнился во время аварийной посадки пассажирский самолет, а в 1983 году в него вписался рефрижератор, спасти который не удалось и он затонул через пару сотен метров.
Интересно! Мост включен в список культурного наследия и является историческим памятником России.
График разводки
Навигация по Неве начнется в этом году с середины апреля и продлится до конца ноября. Пробные разведения мостов будут проводиться с конца марта.
Финляндский железнодорожный мост в Санкт-Петербурге разводят всего один раз за сутки. График разведения может быть изменен в зависимости от погодных условий. Неожиданные корректировки расписания невозможны – оно согласовано на весь сезон навигации.
Время по графику:
- остановка движения транспорта в 2.20;
- начало в 2.40;
- окончание разводки в 5.10;
- проезд откроется снова в 5.30.
Адрес и как проехать
У железнодорожного моста есть точный адрес: Санкт-Петербург, пр-т Обуховской Обороны, 20.
Доехать до него можно разными видами транспорта от станции метро «Площадь Александра Невского»:
- на автобусах №58 или 8;
- на троллейбусах № 14 или 16.
До остановки «Профессора Качалова».
Другие близлежащие остановки наземного транспорта: «Гранитная», «Слободская», «Зольная».
Можно прогуляться от станции метро Новочеркасская пешком. Идти недалеко – около полутора километров, по пути можно насладиться видами города или перекусить в кафе.
С 2003 года после открытия Финляндского моста в том виде, какой есть сейчас, пропускная способность Северо-Западного региона России значительно увеличилась, что благотворно повлияло на экономическое состояние страны. Сообщение со странами Скандинавии тоже наладилось.
Кроме того, Финляндский железнодорожный мост в Санкт-Петербурге очень впечатляюще выглядит во время белых ночей. Это ежегодно привлекает к нему толпы туристов.
Все, что пригодится каждому туристу в путешествии:
- Найти и забронировать туры онлайн можно на Travelata и Onlinetours.
- Забронировать и сравнить цены на отели можно на Hotellook. А апартаменты на Airbnb.
- Выбрать самый дешевый авиабилет среди всех авиакомпаний можно на Aviasales, а ж/д билет на Poezd.
- Найти экскурсии по всему миру на Tripster.
- Купить страховку и не беспокоиться за свое здоровье на Cherehapa.
- Арендовать машину, чтобы увидеть еще больше интересных мест, на Economybookings. Или байк на BikesBooking.
- Заказать трансфер из аэропорта Kiwitaxi.