Прачечный мост – каменная переправа из прошлого

11.09.2018 1 Мосты

В XVIII веке в Санкт-Петербурге была построена одна из первых каменных переправ в городе – Прачечный мост. Он возведен в историческом центре: пересекает реку Фонтанку в ее истоке и примыкает к Летнему саду.

Сегодня Прачечный мост – это знаковый архитектурный памятник города, настоящая скульптура: он отлично сохранился и предстает перед петербуржцами и туристами в практически первоначальном исполнении.

История строительства

Прачечный мост в Санкт-Петербурге строился в 1766-1769 годах. Автор проекта неизвестен, а вот руководили ходом строительства архитектор И. Л. Росси и каменных дел мастер Т. И. Насонов.

Прачечный мост

Этот старинный, удивительно хорошо сохранившийся мост получил свое названия из-за находившихся поблизости дворцовых прачечных. Они располагались на углу Сергиевской улицы и Фонтанки. Сейчас прачечных уже не существует.

Эта каменная переправа через Фонтанку строилась одновременно с тем, как оформлялась гранитная набережная левого берега Невы, создавались каменные парапеты, спуски к воде, скамьи. Прачечный мост, как Верхний Лебяжий и Эрмитажный, стали первыми каменными переправами Санкт-Петербурга.

Читайте также: Мост Дураков в Питере: почему такое название и где находится?

Характеристики

Годом открытия Прачечного моста считается 1769 год. Мост каменный, арочный, имеет три пролета – средняя арка шире боковых. Его длина 40,9 метров, ширина – 14,3 метра. Он пересекает реку Фонтанку, соединяет набережную Кутузова и Дворцовую набережную, имеет по одной дорожной полосе на каждую сторону движения, при этом с двух сторон имеются тротуары для пешеходов.

Прачечный мост

Пролеты, перила, устои и опоры облицованы гранитом, из-за чего переправа отлично вписывается в гранитный ансамбль набережной. Тротуар выложен гранитными плитами и отделен от дороги гранитным поребриком. Мост находится чуть выше уровня набережных, поэтому от тротуара в каждую сторону к набережным выложены по десять ступеней.

Прачечный мост – это так называемый «горбатый» мост, имеющий значительный изгиб. Это характерная черта переправ того периода, необходимая, главным образом, для беспрепятственного прохождения судов.

Ближайшие станции метрополитена – «Чернышевская», «Горьковская».

[adrotate banner=”9″]

Конструкция и внешний вид

На этапе проектирования предусматривалось строительство деревянного разводного пролета в центре между каменными пролетами с берегов. Однако для прочности переправу через реку решено было сделать неразводным и полностью каменным.

Прачечный мост

Более 100 лет Прачечный мост в Спб стоял в первоначальном виде без деформаций и повреждений. Но к началу XX века все же появились первые проблемы – были обнаружены значительные разрушения из-за то, что просели опоры. В 1908 году его осмотрели и в 1909 приняли решение о его реставрации.

[adrotate banner=”13″]

Но реализовать проект инженера Ефимьева не удалось, поскольку против него выступила Академия художеств. Руководство Академии ни за что не хотело, чтобы мост кардинально перестраивался, ведь он сохранился таким, каким его наблюдала еще сама Екатерина II Великая. Представители Академии художеств настаивали на том, чтобы жители и гости Санкт-Петербурга могли любоваться переправой именно в таком, неизменном виде.

Прачечный мост

Но реставрация моста не состоялась не только по причине споров с Академией художеств. На рубеже XIX-XX веков реализация проекта оказалась невозможной сначала из-за финансовых трудностей, затем из-за участия России в Первой мировой войне, а после из-за начавшейся революции. Разрушающаяся переправа стала делом далеко не первой важности – реконструкцию отложили до 1926 года, то есть Прачечный мост простоял без ремонта более 150 лет!

Инженер Б.Д. Васильев взял на себя работу по реставрации сооружения. За основу был использован проект именно Академии художеств, так что с визуальной точки зрения мост абсолютно такой же, как и во времена Екатерины Великой.

Васильев заменил ветхие опоры, избавил переправу от разрушенных конструкций, дополнил его деревянными перемычками и бетонной подушкой. Был смягчен уклон проезжей части, мост стал не таким «горбатым». Реставрация всей переправы заняла исключительно мало времени – всего шесть месяцев. Стоит заметить, что работы были проведены настолько качественно, что по сегодняшний день конструкция не нуждается в реставрации.

[adrotate banner=”15″]

Прачечный мост в искусстве и литературе

Трехпролетная гранитная переправа выглядит очень статно и величественно, вписываясь в очаровательную архитектуру этого уголка города. Неудивительно, что писатели и художники отмечали его в своих произведениях.

Прачечный мост

В 1968 году Иосиф Бродский написал о Прачечном мосте:

На Прачечном мосту, где мы с тобой

уподоблялись стрелкам циферблата

обнявшимся в двенадцать перед тем,

как не на сутки, а навек расстаться,

– сегодня здесь, на Прачечном мосту,

рыбак, страдая комплексом Нарцисса,

таращится, забыв о поплавке,

на зыбкое свое изображенье…

А художник С.Н. Сиделев написал картину одноименную Прачечный мост, на которой он изображен заснеженным и в свете фонарей.

[adrotate banner=”16″]

Легенда о Прачечном мосте

По одной легенде считается, что мост использовался не только как переправа через Фонтанку, но и как камеры для неплательщиков. Над опорами есть круглые решетчатые окошки, за которыми, по легенде, сидели нарушители, пока их родственники собирали нужную сумму. Мост был той самой «долговой ямой», а во время половодья должник мог оказаться буквально «на дне».

Прачечный мост

А другая легенда говорит о том, что за этими решетками сидели пьяницы, а мост, таким образом, имел статус первого вытрезвителя города.

В действительности же эти отверстия с решетками служили для того, чтобы во время наводнений ослабить давление воды на опоры.

Интересные факты

Интересно, что с 1820 по 1930-е годы мост назывался Прачешный.

Когда переправа через Фонтанку реставрировалась, то с двух сторон устанавливались перемычки, а вода откачивалась.

Прачечный мост

Мост принадлежит к числу объектов культурного наследия России федерального значения.

Любители погонять на автомобиле знают, что если разогнаться больше 50-70 км/ч, то можно «подлететь» на машине.

[adrotate banner=”10″]

Прачечный мост в Санкт-Петербурге – это величественно творение, олицетворяющее начало целой эпохи в строительстве города. Мощные каменные пролеты впечатляют и завораживают.

прачечный мост в санкт петербурге на карте
Прачечный мост в Санкт-Петербурге на карте

Вписанный в ансамбль гранитной набережной, мост переносит в атмосферу Екатерининской эпохи, а вид, открывающийся с него на водные просторы и вековые здания, дарит удивительные эмоции. Всем гостям города стоит посетить этот мост: встретить на нем рассвет, или полюбоваться закатом в месте, где берет начало известная каждому река Фонтанка.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Логотип сайта О Петербурге с любовью
Комментариев к статье: 1
  1. Марина

    Узнала много интересных фактов о Прачечном мостике. Не раз проезжала под ним на катерах.

    Ответить
Добавить комментарий

Данные не разглашаются

Нажимая кнопку «Отправить сообщение», я соглашаюсь с обработкой персональных данных

Top.Mail.Ru