Все, кто хоть что-нибудь слышал про Петербург знают однозначно несколько вещей. Во-первых, его начал строить Петр I, а во-вторых, Питер – город мостов. Поскольку расположен город на Неве и ее притоках, то через каждую, даже самую небольшую речушку, перекинут мост.
Одним из таких красавцев считается Биржевой мост в Санкт-Петербурге. Не самое величественное строение из всех, но имеющее одну из самых увлекательных историй.
С чего все начиналось?
Во времена правления Петра Великого стрелка Васильевского острова служила пристанью для Торгового порта. Именно здесь Нева расходится в разные стороны, делясь на Малую и Большую. Пока расположение Торгового порта было именно таким, основательный мост строить не было смысла. Однако чуть позже, порт перенесли в устье Малой Невы и появилась необходимость в переправе.
Спустя почти 200 лет после правления Петра I, в 1894 году взялись за дело и построили деревянный мост.
По задумке главного инженера проекта Николая Сахарова, мост имел длину 326 метров, делился на 25 пролетов и в ширину был 21 метр. Сделать разводку автоматической было невозможно, поэтому разводка Биржевого моста производилась вручную, с помощью лебёдок.
Около 30 лет мост оставался выполненным из дерева. Небольшой ремонт проводился без замены механизмов. И только в 1917 году, когда большевики пришли к власти, мост подлежал капитальному ремонту, однако по-прежнему оставался деревянным. 1918 принес мосту новое название – мост Строителей. И уже потом, при ремонте 1930 года разводная часть моста частично стала металлической, а ручную разводку убрали, поставив электрические механизмы.
В следующий раз глобальные изменения коснулись моста уже в послевоенное время, в 1947 году. Деревянные конструкции пролетов заменили металлическими, а опорную и проезжую часть оставили деревянными. В этот раз ширина моста была уменьшена и составила всего 18 метров.
С 1947 по 1957 год автомобилей становилось все больше и нагрузка на Биржевой мост возрастала. Деревянные части моста не справлялись с текущим потом машин. А весной 1957 года случилась авария и большая часть моста пострадала от ледохода. Петербург стал остро нуждаться в новой переправе.
В 1960, взяв за основу проект 1940 года, Лев Носков и Петр Арешев выступил в роли следующих проектировщиков нового моста Строителей. Проект был принят и мост построили. А спустя ещё 19 лет, в 1989, мост получил свое первоначальное название обратно и стал Биржевым.
До 1997 по Биржевому мосту в Спб ходили трамваи, но потом администрация приняла решения об их снятии. И в 1999 году мост снова был закрыт на капитальный ремонт. Согласно принятым нормам безопасности движения, конструкцию моста немного упростили.
Результат реконструкции поразил петербуржцев. Новый Биржевой мост был сильно похож на соседний – Дворцовый мост. Он также имел пять пролетов, стал немного меньше в длину, а ширина между перилами была увеличена.
Во время последнего ремонта были переделаны и прилегающие к мосту территории. На набережной Макарова была изменена стена, служившая ещё со времён Петра. А с Петроградской стороны была создана искусственная насыпь путем затопления небольшого залива. Теперь в этом месте расположилась площадь Д.С. Лихачёва.
И совсем недавно, в 2014 году, Биржевой мост стал подсвечиваться ночью.
Если вас интересуют мосты, то прочитайте про мост Глупости в Санкт-Петербурге, именно под этим мостом часто случаются ДТП.
Каков он из себя?
Биржевой мост в Санкт-Петербурге выполнен из железобетона, в основе устоев – сваи. Внешнее оформление – розовый гранит. Мост красив, как днём, так и ночью и имеет большое значение для Петербурга. На данный момент, мост имеет следующие конструкционные характеристики:
- длина моста – 239 метров;
- ширина проезжей части – 21 метр;
- общая ширина моста (проезжая часть плюс два тротуара) – 27 метров;
- мост состоит из пяти пролетов, центральный из них – разводной.
- длина пролетов симметрична: 37 м – 43,5 м – 53 м – 43,5 м – 37 м соответственно;
- высота судоходного пролета Биржевого моста – 8,3 м (согласно данным справочников 80-х годов).
Разводят или нет Биржевой мост?
Биржевой мост в Питере разводится по технологии, которая сегодня является уникальной и почти не используется. Однако она достаточно действенна и не требует больших энергозатрат, поэтому городские власти не стремятся сменить способ разводки моста.
Техника разведения проста – сначала части центрального пролета разъезжаются на 15 см в разные стороны, а затем уже поднимаются, открывая проход для судов. Такой механизм позволяет сменить точку опоры, которая снижает необходимую нагрузку, нужную для поднятия крыльев моста.
Во сколько разводят Биржевой мост? График разводки довольно прост — каждую ночь в период навигации мост закрыт для движения и пешеходов с 2:00 и до 4:55 утра.
Где находится Биржевой мост?
Биржевой мост соединяет два довольно значимых места Петербурга – Васильевский остров и Петроградку. С нее можно попасть на Заячий остров и далее пройти к Петропавловской крепости. Мост также является пешеходным, поэтому прогуляться по нему не составит труда.
Чтобы добраться до Биржевого моста, нужно выйти на одной из станций метро:
- Горьковская.
- Спортивная.
- Васильеостровская.
Весь путь от метро до моста займет в среднем 15-20 минут неторопливым шагом. А проехать по мосту можно на 7 троллейбусе, 10 автобусе или маршрутках – 191, К209, 5М.
Читайте также: Домик Петра I в Санкт-Петербурге
Биржевой мост — интересные факты
- О месте строительства
Первоначально мост был построен чуть выше по течению реки, он вытекал из Зоологического переулка. Однако, после аварии с ледоходом, мост было решено перенести чуть ниже и теперь он соединяет набережные — Макарова и Мытнинскую.
- О кинематографе
Биржевой мост часто становится частью того или иного кино. И первый раз он появился в фильме «Невероятные приключения итальянцев в России». Андрей Миронов, играющий Андрея Васильева, сотрудника спецслужб, повис на разводной части моста, перепрыгивая с одной на другую. В этом же фильме мост разводят, чтобы под ним прошел теплоход.
- О брате-мосте
Общая конструкция моста похожа на соседний – Дворцовый мост. Архитекторы так и задумывали строительство, чтобы мосты были похожи. И из-за непосредственного сходства, а ещё по той причине, что закрыть на нем движение гораздо проще, Биржевой выступает в роли Дворцового в кино.
- О Нептуне
Мост украшен чугунными решетками, на которых можно найти трезубцы древнего римского бога – Нептуна. Они оказались там не случайно, ведь Питер считается морской столицей России, а Нептун, как известно, был богом воды. Таким образом подчеркивается негласное звание северного города.
- О названиях
Мост получил свое название по Бирже, рядом с которой расположен. Но, мало кто знает, что первоначально было предложено назвать мост в честь Петра Великого. Однако городские власти отказались от этого названия, поскольку посчитали, что мост получится недостаточно величественным, чтобы носить имя императора.
Текущее расположение Биржевого моста в Питере выгодно сказывается на посещении этого места. Мост является частью многих туристических маршрутов. Не пройти по нему невозможно, ведь вблизи расположены важные исторические места. Кроме того, вид с самого моста просто прекрасный. И именно это заставляет многих отдыхающих остановить мгновение и сделать несколько фотографий.
Ели вас интересуют мосты Санкт-Петербурга, то почитайте про один из самых популярных — Володарский мост.
Все, что пригодится каждому туристу в путешествии:
- Найти и забронировать туры онлайн можно на Travelata и Onlinetours.
- Забронировать и сравнить цены на отели можно на Hotellook. А апартаменты на Airbnb.
- Выбрать самый дешевый авиабилет среди всех авиакомпаний можно на Aviasales, а ж/д билет на Poezd.
- Найти экскурсии по всему миру на Tripster.
- Купить страховку и не беспокоиться за свое здоровье на Cherehapa.
- Арендовать машину, чтобы увидеть еще больше интересных мест, на Economybookings. Или байк на BikesBooking.
- Заказать трансфер из аэропорта Kiwitaxi.